С большим удовольствием приветствуем вас в Мостовском районе, который, как драгоценный изумруд в голубой оправе рек и озер, расположился в сердце Гродненщины. По берегам Немана, Зельвянки, Щары раскинулись необозримые поля, леса с густыми дубравами и березовыми рощами. Манят к себе лесные массивы Липичанской пущи с ее чистейшими криничками и уникальными, только здесь произрастающими растениями, а среди этой красоты - партизанские тропы, землянки и обелиски - свидетели героических и трагических дней в истории края.
ИСТОРИЯ
Уже во времена неолита территория будущего Мостовского района была местом постоянного проживания представителей так называемой свидерской культуры. В VI-VII веках на этих землях стали расселяться славяне, которые основали вдоль Немана и его притоков немало городищ, одним из таких были Мосты.
Согласно археологическим находкам, уже в Х веке здесь существовала деревянная крепость. Однако первое письменное упоминание Мостов относится к 1486 году. К тому времени Мосты вместе с окрестными землями вот уже больше двух веков входили в состав Великого княжества Литовского. Королевская грамота, выданная в 1633 году, подтвердила право города не только пользоваться вольностями (хотя и в ограниченном объеме), но и дважды в год проводить ярмарки.
В 1795 году, когда произошел третий раздел Речи Посполитой, Мосты оказались в составе Российской империи. С этого начался период относительного мира и экономического роста. В конце XIX века население местечка превысило 2600 человек.
Важным событием в жизни края стало строительство железнодорожной станции Мосты. Торжественное открытие железнодорожного вокзала в Мостах состоялось в 1906 году. Вокзал в местечке был построен на месте лесопильного завода, который действовал тут с 1893 года. Движение поездов началось в 1907 году.
Мирную жизнь нарушила Первая мировая война. В 1915 году Мостовщина была оккупирована кайзеровскими войсками, а по итогам Рижского договора вошла в состав Польши.
Важным событием в истории Мостов стало основание в 1927 году фанерной фабрики братьев Конопацких, выпускавшей фанеру (в том числе для нужд авиации). При ней быстро вырос рабочий посёлок, который тогда назывался Мостами Фабричными.
В 1939 году Мостовщину присоединили к БССР, а 15 января 1940 года Указом Президиума Верховного Совета БССР в составе Барановичской области был образован Мостовский район, который состоял из 11 сельских Советов. В 1940 году в районе действовало 45 школ, в которых учились более 7 тысяч человек. Были открыты районный Дом культуры, районная и две сельские библиотеки. Началось создание коллективных хозяйств. В деревне Белавичи была создана первая в районе машинно-тракторная станция.
25 июня 1941 года Мостовский район оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. С первых дней оккупации началась активная борьба населения с захватчиками, действовали подпольные комсомольские и антифашистские организации.
Одна из первых партизанских групп на Мостовщине была создана в конце 1941 года Павлом Ивановичем Булаком. Центром партизанского движения стала Липичанская пуща. Этот труднопроходимый лесной массив служил надёжной базой для партизанских отрядов, которые уничтожали гарнизоны оккупантов, пускали под откос поезда. В ответ гитлеровцы проводили карательные акции против мирного населения. Причинили неисчислимые беды и страдания населению Мостовщины.
Весь мир облетела весть о трагедии деревни Княжеводцы, разделившей судьбу Хатыни. В июле 1943-го во время карательной операции были убиты и сожжены 970 человек. Не пощадили ни стариков, ни женщин, ни детей. Из этой деревни выжило около 120 человек, воспоминания некоторых из них были записаны белорусскими писателями А.Адамовичем, Я. Брылем, В. Колесником для книги “Я з вогненнай вескі”. Подобные кровавые злодеяния каратели совершили в деревнях Задворье, Черленка, Щара, Шимки, Песчанка, Бояры.
В годы войны погибли 2 681 мирный житель. Не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны свыше тысячи уроженцев Мостовского района. За мужество, проявленное в боях за нашу землю, 15 воинов были удостоены высокого звания «Герой Советского Союза». Мостовский район был освобожден 13 июля 1944 года во время знаменитой операции
«Багратион». Сразу же началось восстановление жилья, а также промышленности, разрушенной войной.
С большим энтузиазмом жители Мостовщины в послевоенное время взялись за восстановление народного хозяйства. Были построены два кирпичных завода в деревне Белавичи, в деревне Пески - маслосырзавод республиканского значения. Вторая половина 50-х годов ознаменовалась успехами в развитии сельского хозяйства, большая группа тружеников села удостоилась высоких государственных наград. Фанерный и лесопильный заводы объединились, образовав Мостовский фанерно-деревообрабатывающий комбинат, который стал одним из крупнейших деревообрабатывающих предприятий республики. Фанера поставлялась практически во все уголки страны: в ГДР, Польскую и Венгерскую Народные Республики, использовалась в отделке эскалаторов московского метро и залов Московского университета имени Ломоносова.
Наш район всегда славился талантливыми и трудолюбивыми людьми. Хлеборобы, животноводы, механизаторы, работники промышленности, строители, учителя, медицинские работники - труженики самых разных профессий вносят неоценимый вклад в развитие нашего района. Успешно развивается сельское хозяйство, плодотворно работает промышленность, совершенствуется система образования, преображаются учреждения здравоохранения. Много делается по поддержке пожилых людей и многодетных семей. Экономическое и социально-культурное развитие района базируется на сельскохозяйственном производстве. Отрасль которых представлена производственной деятельностью таких организаций, как коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Озеранский», коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие "Имени Адама Мицкевича", открытое акционерное общество "Черлена", закрытое акционерное общество "Гудевичи" и филиал «Дубно» ОАО «Агрокомбинат «Скидельский». Кроме того, развито фермерство – в районе 30 фермерских хозяйств.