Наследие

У жителей агрогородка Большие Озерки есть свой танец, который здесь знают все — от мала до велика. Это уникальная котчинская кадриль, десятилетиями сохранявшая самобытность и удачливо дожившая до нашего времени благодаря памяти предков. Селение расположено далеко от города меж двух живописнейших озер. Знаете, как раньше было? Где находится правление колхоза и клуб, там и главная деревня. Так вот, такой центральной усадьбой было соседнее Котчино. В нем-то и бурлила основная культурная жизнь, да и сама кадриль давным-давно зародилась там. Этим задорным танцем заразила односельчан директор сельского Дома культуры. Позже клуб в Котчино закрыли, а «кадрильную» эстафету приняли Большие Озерки: полюбили здешние жители энергичный танец и не только пронесли его через десятилетия, но еще и открыли кружок, в котором занимаются учащиеся местной школы.

КАДРИЛЬ для всего Мостовского района танец известный и привычный. Может, играет роль то, что здесь во многих селах находились дворянские усадьбы, где жили владельцы этих земель. Правда, в каждой деревне исполняют этот танец по-своему. В Больших Озерках говорят, что за Деречином танцуют кадриль, но там она совсем другая.

Было время, когда кадриль в деревне была сродни праздничному караваю: на все торжества обязательно приходили музыканты и устраивали веселье по всем правилам хореографического искусства. Но молодежи этого было мало. Поэтому стало доброй заведенкой встречаться всем вместе где-нибудь, даже после тяжелого рабочего дня, и танцевать всю ночь напролет. Нередко одновременно в нескольких дворах собирались для кадрили.

Двухосновное (двухслойное/двойное) ткачество было известно с древних времен в разных странах мира, в том числе и на территории Беларуси, несмотря на то, что в определенный период изготовление двухслойных ковров стало большой редкостью, техникой этой владели считанные люди. Тем не менее, это традиционный для Беларуси вид народного ткачества.

В Гудевичском государственном литературно-краеведческом музее собрана большая коллекция двухслойных ковров (20 единиц). Шесть из них имеют богатую историю. Остальные сотканы народным мастером Верой Игнатовной Белокоз в период с 1990 года до начала 2000-х годов.

Первый экспонат в этой коллекции появился в 1981 году. Поэтесса Лариса Гениюш, дед которой жил в Гудевичах, пожертвовала музею двухслойный ковер с надписью “1900R”. Благодаря такому ценному экспонату создатель музея Александр Николаевич Белокоз заинтересовался темой двухосновного ткачества и начал искать другие изделия, выполненные данной техникой.

Художественные качества и название «двухслойные» или «двухосновные» вытекают из особенностей техники исполнения: на ткацком станке одновременно создаются две ткани, которые соединяются между собой в местах узора.

Для двуосновного ткачества характерной особенностью является идентичность рисунка на одной и другой стороне полотна. Ковры всегда двухцветные, раньше ткались из шерсти, поэтому были очень теплыми, долговечными, могли застилаться и на одну, и на другую сторону.

Для популяризации двухслойного ткачества в музее стали организовывать «Мастерскую двухосновного ткачества». Здесь все желающие сначала знакомятся с теоретической частью, где идет речь об особенностях двухосновного ткачества, о мастерах, которые еще работают в этой технике, а потом идет знакомство с процессом: снование основы, заправка ткацкого станка, создание двойной ткани. Приобретен и современный складной ткацкий станок, с которым сотрудников музея можно встретить на различных мероприятиях, где презентуются народные ремесла. На них ткется двойное полотно, чтобы показать как можно большему числу людей уникальную технику двухосновного ткачества.

Меню раздела
Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов