Достопримечательности Мостовского района

ПОДВЕСНОЙ ПЕШЕХОДНЫЙ МОСТ

Уникальный пешеходный мост соединяет два берега Немана и две части нашего города являясь визитной карточкой Мостовского района. 

Вернувшись к истории мы вспомни, что ещё 60 лет назад в райцентре не было ни пешеходного, ни автомобильного моста через Неман. Перебраться на другой берег жители города могли лишь по понтонному мосту. Но и тот работал лишь в сезон. Каждую весну, к примеру, понтоны убирали, чтобы их не унесло во время ледохода. Зато лодок в то время было столько же, сколько сейчас велосипедов.

История этой достопримечательности началась в 1972 году. Автор идеи — Евгений Радкевич, который в те времена был генеральным директором «Мостодрева» и приложил руку к строительству переправ через горные реки в Сибири и Азии. Мостовчане нуждались в новом мосте: до его появления переправа через Неман осуществлялась с помощью лодок и понтонного моста, что, согласитесь, не так удобно, как стационарная конструкция. Поэтому Радкевич и решил приложить все усилия для воплощения своего замысла в жизнь.

Конструкция, радуя мостовчан, простояла 21 год. Однако, как и любому мосту подобного плана, ему стал необходим капитальный ремонт, который завершился в середине 90-х. Мост ремонтировали полгода: он стал выше и крепче, деревянный настил и тросы заменили новыми. Мостовчане даже шутят по этому поводу: из-за прочности они лишились одной из любимых забав — раскачивания моста.

В мае 2025 года завершилась очередная реконструкция подвесного пешеходного моста. Несущая конструкция моста - двухцепная однопролетная подвесная система с неразрезной балкой жесткости. Пешеходное полотно выполнено из полнотелой террасной доски со стеклянными вставкам. Длина моста - порядка 193 м, ширина - 1,6 м, расчетная нагрузка - 407,8 кг/кв.м. Для улучшения освещения моста установлено 450 светильников, а в пешеходном полотне предусмотрены стеклянные вставки, что придаёт конструкции современный вид.

МЕСТНАЯ БАЙКА О КРЕПКИХ ОБЪЯТИЯХ. В 70 — 80‑е прошлого века в парке в Мостах на открытой площадке проводились танцевальные вечера для молодежи. После танцев парни, провожая приглянувшихся девчат домой, на высоком шатающемся мосту шли на уловку — сильно его раскачивали. Девушки от испуга, едва не падая, крепко обнимали своих кавалеров. Говорят, в Мостах благодаря раскачивающемуся мосту немало семей родилось.

ЗАКАЗНИК "ЛИПИЧАНСКАЯ ПУЩА"

Липичанская пуща – лесной массив в междуречье Щары и Немана, включен в состав заказника, образованного в 2002 г. Здесь можно наблюдать самый живописный дюнный ландшафт, щедро наполненный дарами природы и пищей для вдохновения.

Территория Липичанской пущи занята лесами со значительным участием дуба и граба. Здесь также встречаются пойменные дубравы, максимальный возраст дубрав – 230 лет; случаются в лесу и встречи со «старожилами» 450-500-летнего возраста. Впечатляют леса на крутых склонах древних террас поймы Немана, возраст самых старых ельников – 120 лет, сосняков – около 200, черноольшаников – 95 лет.

Липичанская пуща – земля с богатой историей. Леса, полные дичи и грибов-ягод, и реки, богатые рыбой, испокон веков снабжали обильные столы разнообразной снедью. Да и других природных богатств здесь всегда было в избытке! Радзивиллы и Четвертинские на местных землях владели мануфактурами по добыче и переплавке болотной руды. Работали смолокурни. Последняя, у деревни Шимки, закрылась только в 1965 году. 

Непроходимые болота служили отличной преградой неприятелю и укрытием для местных жителей: и во время войны 1812 года, и в тревожные моменты восстания Тадеуша Костюшко, и для подпольщиков и партизан в годы Великой Отечественной. Здесь размещался партизанский госпиталь. Липичанская пуща всю войну оставалась закрытой для фашистов. А местный житель Иосиф Филидович повторил подвиг Ивана Сусанина, за что был посмертно награжден орденом «За отвагу».

До Великой Отечественной войны здесь, на берегу Щары, стояла церковь. Но во время войны фашисты сожгли ее, а из-под земли стал бить родничок. Вода в источнике кристально чистая и очень холодная, говорят, она не замерзает в самые лютые морозы. Есть купель, где можно окунуться.

Рядом с деревней Стукалы находится единственная в Беларуси пойменная дубрава площадью 34 гектара. Символам белоруской земли здесь по 300 лет. Где еще обнимешь дерево и зарядишься его энергией? Раньше на Щаре охотились за дубами. Люди в реке копали дно, чтобы найти упавшие дубы. В воде дерево отлично сохраняется, а на суше представляет большую ценность для изготовления мебели.

Еще одна популярная услуга в Липичанской пуще — это туристические стоянки. Полянки в лесу на берегах Щары, где можно спрятаться от городской суеты и провести идеальный отпуск: побыть наедине с природой, полюбоваться дубами, купаться в теплой воде, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды. Доехать к ним можно по лесным дорогам. Самое главное, что вам никто не будет мешать, здесь не будет посторонних компаний, только вы и природа. 

САЙТ 

INSTAGRAM

КОСТЁЛ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Барочный костел Святой.Троицы в Плебановцах относится к типу традиционной и популярной деревянной архитектуры ВКЛ второй половины ХVIII века. В интерьере костела сохранилось первоначального убранство (три алтаря с иконами, деревянные резные скульптуры ХVIII века и многое другое). 

Святыня впервые упоминается в 1522 году в списках костела Виленской диоцезии, и считается, что храм был построен из дерева супругой Сигизмунда I Старого, королевой Боной Сфорца. Польские учены предполагают, что местная парафия могла быть заложена ещё раньше строительства храма, в 1510 году королем Сигизмундом I Старым. Сам костёл был освящен как Свято-Троицкий и за все время существования не менял своего названия.

Здание современного костела св.Троицы было построено в 1740 году в стиле барокко стараниями священника Франца Абрамовича (ks. Franca Abramowicza) по фундации Ежи де Сианно Сененского ((Jerzego de Sianno Sienieńskiego). В 1790-1799 годах храм был переоборудован на пожертвования маршала Яна Тадеуша Биспинга, который стал владельцем имения в Струбнице. На его средства был обновлен декор интерьера, создан один из алтарей. Также при костеле в этот период при финансовой поддержке Биспинга было построено здание, в котором разместились больница и школа.

Первоначально костел был построен с двумя башнями по бокам от входа. Однако в XIX веке башни были разобраны во время очередного ремонта костела, проходившего на средства Адама Биспинга. С тех пор главный фасад был дополнен высоким фронтоном с небольшой четырехугольной башней под шатровым куполом. Также к костелу была пристроена часовня.

В советское время костел был закрыт, но верующие ухаживали за святыней и не позволили использовать её в качестве склада. Прихожане приходили в костел сами и молились без священника. Как могли, поддерживали в своем храме порядок. В 1970-е годы храму был придан статус памятника архитектуры республиканского значения.

В 1989 году на Пасху в Струбнице возобновились богослужения с собственным настоятелем. Костел отреставрировали благодаря помощи детей Казимира Биспинга (1887-1941) - последнего владельца Струбницы. Об этом свидетельствует мемориальная плита в нартексе костела, установленная в 1991 году.

ПАМЯТНИК ЯНУ И ЦЕЦИЛИИ


 
Чем примечательна деревня Богатыревичи Мостовского района? Так сразу и не скажешь. Но ее жители ответят не задумываясь: “Овраг Яна и Цецилии”. Эта деревня имеет особенность: у всех ее жителей одна и та же фамилия, одноименная с названием деревни. Тысячи туристов приезжают на это место, чтобы прикоснуться к знаменитой легенде. Впрочем, местные жители уверены, что жизнь Яна и Цецилии — исторически достоверный факт, и готовы это доказать. До наших дней сохранились два вросших в землю надмогильных камня, бережно обнесенных оградой с мастерски выполненным деревянным крестом над ними. Говорят, что именно здесь покоятся начинатели рода Богатыревичей, что потомки похоронили их именно там, где когда‑то стоял старый дуб, давший им пристанище.
 
 
После смерти Яна и Цецилии на их могиле установили крест с надписью 1549. Похоже, это год их прихода на берег Немана. Легенду о Яне и Цецилии знают не только местные жители, но и читатели романа Элизы Ожешко “Над Неманом”. Сама писательница услышала историю о Богатыревичах во время своего отдыха в имении Миневичи. Ожешко так вдохновилась историей, что сделала ее частью своего произведения.
 
Легенда гласит: "Однажды в эти края пришли двое людей, которые искали пустынное место вдали от людских глаз. Они принадлежали к различным слоям общества: он, крепкий, загорелый был из простого народа, а она – знатного рода. Ян рубил дрова, Цецилия собирала дикие яблоки, орехи и ягоды. Они любили друг друга и были счастливы. В любви и согласии у них родилось шесть сыновей и дочерей. Время шло. Кто-то донес князю про сбежавших, и однажды он приехал со свитой посмотреть на них. Столетняя пара вышла навстречу князю в сопровождении детей, внуков и правнуков. Князь был поражен красотой и силой этих людей. За то, что они смогли отвоевать этот кусок земли у диких зверей и пущи, смогли превратить ее в урожайное поле, их стали называть богатырями. Отсюда и название деревни – Богатыревичи".

КОСТЁЛ СВЯТОЙ АННЫ

Наиболее старинная достопримечательность в Лунно - это храм Святой Анны, который является памятником позднего классицизма, построенным в 1782 году и основательно перестроенным в 1895-м. 

Лунненцы свято хранят легенду о том, что первый костел в их деревне был деревянный, возведенный в 1531 году на пожертвования королевы Боны Сфорца. От старого фундамента до сегодняшних дней сохранился один гранитный валун. Стены фасадов облицованы бутовым камнем. Интерьер храма украшают семь неоготических алтарей работы местных мастеров, резные розетки и орнаментированно-геральдическая роспись стен.

Одна из уникальных черт храма - деревянные колонны расписанные под мрамор, которым около 250 лет. Со временем они дали трещины, как и все натуральное дерево.

В костеле Святой Анны есть и другие редчайшие реликвии. Например, ложа Элизы Ожешко. Знаменитая писательница часто наведывалась в Лунно — в имение своих дальних родственников Миневичей. На лето она приезжала сюда как на дачу. Лунненские старожилы в свое время вспоминали о писательнице, мол, была она очень пытливой женщиной. Здесь, в близлежащей деревне Богатыревичи, она «раскопала» удивительную легенду о Яне и Цецилии. Эта влюбленная пара поселилась в красивом месте на берегу Немана и стала основательницей рода Богатыревичей. Интересную историю любви Ожешко изложила в своем романе «Над Неманом». А прототипом героя произведения Анджея Корчинского писательница сделала жителя Богатыревичей Яна Коменского. В романе «Над Неманом» Ожешко упоминает и об уникальной иконе Матери Божией, что в лунненском костеле. Загадка раритета до сих пор не раскрыта: на стародавней иконе сосредоточено множество символов, а состоит она из трех «рубашечек».

ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

В 15 километрах от Мостов расположена небольшая деревня Белавичи, где на высоком холме возвышается величественная каменная церковь с позолоченным куполом и белой колокольней. К храму ведут 32 ступени лестницы и, поднимаясь по ней, прихожане приговаривают молитву, которая помещена над входом: «Под твою милость прибегаем, Богородице Дево».

Свято-Покровская церковь в д.Белавичи внесена в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и является памятником архитектуры в стиле ампир. 

Храм был построен в 1822 году из кирпича и бутового камня помещицей Гоноратой Оскирко. Первоначально здание было построено как костел, но сразу же после окончания строительства было передано Православной Церкви. Над входом во внутренние помещения сохранилась надпись:

"Храм сей построен тщанием помещицы Гонораты Оскирко в 1822 году".



В строительстве каменного храма принимали участие все прихожане, а также военные из гарнизона, располагавшегося в деревне Зарудавье. Подводами свозили камни, гравий, известь, по дворам собирали яйца для кладки. С момента постройки и по настоящее время храм действующий, никогда не закрывался. В 1990-х годах было проведено паровое отопление (отапливается дровами), еще раньше было проведено электричеств.

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Церковь Святителя Николая Чудотворца в Дубно - памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля. Была построена в 1844 году из кирпича. В 1864 году реконструирована архитектором Михаэлисом с использованием черт ретроспективно-русского стиля. Монументально квадратный в плане двухъярусный объем завершен огромным цилиндрическим световым барабаном под луковичным куполом.

Главным элементом интерьера является световой барабан, который придает храму воздушный, торжественный вид. Восточная, северная и южная стены оборудованы узкими галереями хоров. Благодаря приподнятому пространству у алтаря, алтарная часть делится на два клироса. По легенде, итальянские архитекторы построили церковь в д.Дубно по ошибке. Изначально, этот проект был создан для города Дубна в Ровенской области Украины и был рассчитан на большое количество прихожан. А строители перепутали названия городов и построили в церковь в небольшом одноименном городке Дубно, в котором насчитывалось всего несколько десятков домов.

УСАДЬБА СУХОДОЛЬСКИХ

Большой, осевший от времени усадебный дом построен в 1791 г. по проекту Мерлини (известный польский архитектор, итало-швейцарского происхождения, представитель позднего классицизма и ампира). Дата постройки указана на фронтоне паркового фасада здания. Усадьба заложена в формах раннего классицизма. Подобно барочным ансамблям, имеет хорошо выраженную композиционную ось, вдоль которой располагалась длинная въездная аллея и клёнов, ворота из четырёх пилонов, увенчанных шарами, с двумя симметрично расположенными сторожками, партер, усадебный дом, а за ним парк.

«Королевская» комната, в которой останавливался последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский, располагалась посередине правой части дома (со стороны сада). Её особым украшением был шикарный камин из голландского кафеля, разрисованного кобальтом, с двумя скульптурными изображениями амуров их темного мрамора. Стены комнаты покрывало воскованое полотно с корзинками роз, отражая мотив стиля Людовика XVI.

Парк, расположенный за усадебным домом, имеет форму прямоугольника. С двух его сторон проложены неширокие липовые аллеи, которые составляли кольцевой прогулочный маршрут. По воспоминаниям Марии Прушинской, аллеи были такими плотными, что образовывали почти сплошную стену. Их ровесницей была груша спаженка – старое большое дерево.

Также рядом с усадьбой были сооружены бровар и крохмальня. Сегодня усадебный дом в Большой Рогознице принадлежит местному хозяйству. В нем размещается администрация СПК имени Адама Мицкевича. 

КОСТЁЛ ДЕВЫ МАРИИ

Костёл Девы Марии в аг.Большая Рогозница весьма нетипичное сооружение для восточно-европейского региона, которое было бы более характерно для храмов Прибалтики или Скандинавии. При всём этом в 1926 году здесь возводят храм с чертами конструктивизма и неороманского стиля, из колотых валунов собранных с близлежащих деревенских полей.

В 1924 году местные жители обратились к очередному владельцу Рогозницы Оскару Мештовичу с просьбой сделать самостоятельную парафию, так как местечко относилось к костёлу Святого Юрия в Кремянице. Мештович поддержал идею – проспонсировал строительство нового костела, выдал несколько гектаров земли в пользование приходу.

Костел получился необычный, хотя форма его была стандартная – четырехугольная. Всё дело в величественной звоннице. Строили храм по проекту архитектора Ромуальда Гута в течении двух лет. Возводили здание из крупных колотых валунов темного и розового цветов, которые собирали местные жители. Камни старательно обрабатывали, чтобы стены были максимально ровные.

В советское время храм не был разрушен, но был закрыт в 1956 году. А в 1989 году это культовое сооружение вернули католикам и сегодня это один из самых оригинальных костелов в Гродненской области.

ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в д.Пацевичи был построен в 1867 году. Деревянная церковь продолжает традиции народного зодчества (на это указывают лаконичность наружного декора и другие архитектурные особенности). В то же самое время её облик содержит в себе черты ретроспективно-русского стиля, включая луковичные главки, расположенные над звонницей и основным объемом. А плоские пилястры (плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения) характерны для классицизма.

История церкви связана с камнем, который находился рядом возле храма на окрестных полях. Местные легенды рассказывают, что крестьянская девушка увидела на том камне женщину назвавшей себя Богородицей и приказавшей оповестить всех жить по заповедям Божьим. Многие после этого видели святую и неоднократно приходили с просьбами и молитвами к ней. Священник же из Самуйлович решил вывезти камень, чтобы люди шли в его приход и не устраивали идолопоклонства. Однако как бы он не пытался камень с места сдвинуть, так и не вышло. По одной из версий камень разбили на мелкие куски, по другой вмуровали в основание Пацевичской церкви. По ещё одно версии, камень так остался стоять недалеко от храма, но давно утратил свою первозданную форму и является лишь тенью того самого священного объекта. Мы не знаем, действительно ли это тот самый камень, о котором рассказывают легенды, или же он был заменён временем и обстоятельствами.

КОСТЁЛ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ РУЖЕНЦОВОЙ

Первый деревянный костёл в Песках был построен в центре местечка при Королевском тракте по фундации Казимира Сапеги в 1682 году. Хозяевами храма были отцы-доминиканцы из Деречина, который в то время, как и Пески, принадлежал Сапегам. За период своего существования храм несколько раз перестраивался, восстанавливался после пожаров и войн, но до начала ХХ века всегда был деревянным.

Во второй половине XIX века жители города построили новый деревянный храм, который через несколько лет сгорел, а строительство каменного костёла началось лишь в 1896 году чуть в стороне от старого, стараниями прихожан и местными помещиками. На строительство нового храма граф Чеслав Красицкий из Самуйлович жертвует 43 десятины земли.

В 1901 году под руководством архитектора Вильгельма Сроки был заложен фундамент, но строительство костёла было завершено только в 1915 году из-за нехватки средств.

По первоначальному проекту 1898 года костёл должен был быть построен в стиле балтийской готики с двумя башнями. Но из-за нехватки средств настоятелем костёла Станиславом Кривцом и архитектором Вильгельмом Сорокой было принято решение построить храм в стиле неоготики и только с одной башней по центру оси фасада.

Вскоре, во время боев Первой мировой войны, храм серьезно пострадал от артиллерийских снарядов. Именно тогда он потерял свою каменную башню. Святыню смогли восстановить лишь в межвоенное время и в 30-е гг. службы возобновились. Однако в 1945 году храм закрыли и следующие четыре десятилетия использовали как зернохранилище. Костёл Богоматери Розарии был возвращён верующим в 1989 году. С 1991 по 1997 гг. проводилась реставрация.

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Храм Святителя Николая Чудотворца расположен в аг.Пески, Мостовского района. В 1867-1870 годах на месте старой деревянной церкви по проекту архитектора Николая Цихвинского была возведена современная Свято-Никольская церковь, построенная в ретроспективном русском стиле.

В 1983 году в церкви, экспедицией Национальной Академии Наук, была выявлена старинная и редкая икона Святой Параскевы, написанная в 1646 году. Уникальность иконы заключается в том, что в местной иконописной традиции довольно редко встречаются житиеописывающие иконы. Вокруг изображения святой по краям иконы в двенадцати маленьких круглых отметинах изображают эпизоды из ее жизни. Однако, по неизвестным причинам икона была обрезана по периметру и вставлена в новую раму, что значительно уменьшило её размеры. В связи с этим, нижние сцены жития святой были утрачены фактически полностью.

В нашей стране сохранились единичные белорусские житиеописательные иконы, поэтому эта икона представляет особый интерес. Но находится она теперь в музее древнебелорусского искусства Академии Наук РБ.

ХРАМ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Церковь св. Иоанна Предтечи в Лунно датируется 1889 годом. Строительные работы велись на средства, выделенные из казны. В облике этого храма, напоминающем небольшую крепость, присутствуют черты ренессансной и готической архитектуры. Их дополняют декоративные элементы, характерные для ретроспективно-русского стиля. Среди них стоит выделить две массивные башни, увенчанные шатровой крышей, а также аркатурные пояски. 

Из описания прихода конца XIX века:

Церковь стоит в 40 верстах от Гродно. Прихожан насчитывалось «1327 мужского пола и 1134 женского». В то время на службах в храме Святого Иоанна Предтечи в Лунно собирались православные верующие из 17 окрестных селений. Самым отдаленным из них считалось селение Кухары, расположенное в 8 верстах от Лунно. Тогда же в к Луннинской церкви были приписаны Евстафиевская церковь в Радивоновичах, братство, церковно-приходское попечительство, церковные школы - по одной в четырех окрестных деревнях – на 39 учеников всего, народное училище и богадельня.

Причт (состав лиц, служащих в одной церкви) насчитывал всего 2 человека – священника и псаломщика, каждый из которых получал жалование в размере 496 рублей. У Луннинской церкви имелся собственный капитал в 1400 рублей, проценты с которого, как завещали Мучинские, в половине идут на пользу притча. Были в пользовании у церкви и свои земли – всего 32 десятины 309 саженей, делили их так: на сенокос оставляли лишь 1 десятину, паханой земли было 29 десятин, остальное уходило на усадьбу.

ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Существует легенда о происхождении названия деревни. Говорят, когда-то через это местечко проходил шумный тракт, связывающий Гродно и Белосток. Проезжающие мимо купцы окрестили поселок «гудящим», а со временем название преобразовалось в «Гудевичи».

В 1852 году здесь была воздвигнута и освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы каменная церковь на месте старой деревянной. Позже, в начале 20 века, к храму была пристроена трехъярусная кирпичная колокольня, которая теперь виднеется издалека. Белоснежный храм с голубой крышей и золотыми куполами выделяется на фоне небольших деревенских домиков.

Даже в тяжелое военное время в храме не прекращались богослужения, а до Второй мировой войны (начиная с 1938 года) священник В. Железнякович вел службы исключительно на белорусском языке. К сожалению, за это он был наказан советской властью после войны: его арестовало НКВД и приговорило к двадцати пяти годам заключения в сталинских лагерях. Даже после окончания Сталинского режима и освобождения он так и не смог вернуться на Родину, прожив до конца своих дней в РФ.

В настоящее время в церкви проводятся богослужения по утрам и вечерам в выходные и праздничные дни. Также при составлении экскурсионной программы в деревню Гудевичи стоит не забыть посетить Гудевичский литературно-краеведческий музей!

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов